FreeCurrencyRates.com

Повреждение груза при транспортировке: ищем виновных

Повреждение груза при транспортировке: ищем виновных

Получателя не волнуют нюансы, которые возникают во время транспортировки его груза. Но если товар оказывается поврежден, важно знать, с кого взыскать деньги за причиненный ущерб.

 

Водитель грузовика

Ответственность при перевозке груза лежит на водителе от момента отправки до момента вручения товара. Но данное правило соблюдается лишь в том случае, если водитель берет на себя функции экспедитора. В договоре, который водитель заключает с компанией-перевозчиком, должны быть пункты, уточняющие этот момент.

Если функция экспедитора не прописана в договоре, водитель ответственен только за автомобиль. То есть в случае ДТП он не будет отвечать за целостность груза.

 

Транспортная компания

Компания-перевозчик берет на себя ответственность за товар в момент получения для отправки. За ней сохраняется данная ответственность до момента выдачи груза получателю. Это регламентировано п. 1. ст. 796 ГК РФ. Случается, что порча груза происходит по причинам, которые отправитель не мог предусмотреть или устранить. В случае подобных форс-мажоров с него снимается ответственность за повреждения.

Во всех остальных ситуациях транспортная компания возмещает получателю ущерб и передает поврежденный груз. Он не может остаться у перевозчика, ведь это возможно только после подписания договора «купли-продажи».

 

Компания-отправитель

Устав автомобильного транспорта (п. 2 ст. 10) определяет обязанности отправителя груза. Товар должен быть подготовлен к транспортировке таким образом, чтобы исключить повреждения груза в пути. В Уставе также оговаривается обязанность погрузки товара отправителем (п. 8 ст. 11), если договор не предусматривает иное.
Таким образом, если товар не был надежно закреплен, связан, зафиксирован, то при ДТП или неаккуратной езде вина за помятые или выпавшие из кузова коробки ложится на грузоотправителя.

 

Как правильно возместить ущерб при повреждении груза?

Получатель или водитель могут обнаружить, что груз поврежден.

• Необходимо визуально зафиксировать все нарушения, осмотреть оставшиеся коробки. Фото и видео впоследствии прилагаются к акту о повреждении.
• Оценить ущерб самостоятельно довольно сложно. Поэтому идеальным решением станет приглашение независимого эксперта из торгово-промышленной палаты региона.

 

Пакет официальных документов включает в себя следующее.

• Акт о повреждении. При составлении обязательно присутствуют водитель и получатель груза. Не стоит затягивать с его оформлением: согласно законодательству, на составление и подписание отводится 2 дня (текущий и последующий). Документ содержит дату и место составления, перечень и подписи лиц, степень ущерба и описание повреждений. Если транспортная компания не хочет или не может подписать акт, то получатель вправе составить его без присутствия представителей перевозчика. Но обязательным условием станет отправка письменного уведомления.
• Претензия перевозчику. Здесь также указываем дату и место, степень повреждения груза. Копии сопроводительных документов необходимо приложить к бланку. Перевозчик в течение месяца обязан рассмотреть обращение. Если ответ не поступил или не удовлетворил получателя, он может обратиться в арбитражный суд.

Не стоит забывать о том, что ответственность за перевозку груза ложится на всех участников. Только строгое выполнение обязательств позволит избежать лишних проблем.